avatar

Единый учебник и как на этом заработать чиновнику

Опубликовал в блог Управление образованием - а как надо?
?

Показательная история: не прошло и трех недель с момента публикации статьи Ольги Васильевой «По чему учить будем», задающей вектор работы по созданию единой линейки базовых учебников, как обозначилась тактика чиновников и «лидеров образования», позволяющая им найти себе место в новых условиях для освоения бюджетов.

Дело в том, что с появлением единой линейки базовых школьных учебников и развитием информационных технологий в перспективе можно прогнозировать существенное падение доходов издателей и авторов от книгоиздания. Электронные учебники не в счет, поскольку они никак не приживаются в жизни школы и вряд ли приживутся. Кроме этого очевидно, что единая линейка учебников, если и будет издаваться на бумаге, то ограниченным (необходимым) тиражом и будет, видимо, доступна для свободного скачивания в интернете. Отсюда возникает резонный вопрос: на чем зарабатывать?

И тут, на счастье заинтересованных лиц, с подачи Президента, в московской властной «тусовке» возникает новый модный тренд: «цифровизация». То есть максимальный перевод всего и вся (управления, производств, государственных услуг и пр.) на использование современных информационных технологий и систем автоматизации. Сам по себе посыл верный, но чиновный люд, получив его на вооружение, сразу начинает классическую капманейщину, сродни истории с кукурузой во времена Никиты Сергеевича Хрущева.

И вот уже известнейший деятель столичного образования, господин Адамский, предпринимательско-чиновной чуйке которого можно только позавидовать, проводит дискуссию с участием молодых директоров столичных школ. Как было написано в релизе к этому событию, «Особое место заняла дискуссия о (пока еще) гипотетическом «облачном учебнике», основанном на уже работающих инновационных технологиях «blockchain», «bigdata» и «jail», – их использование, как представляется, позволило бы решить целый комплекс педагогических задач: индивидуализацию обучения, постоянный независимый мониторинг формирования и применения метапредметных и личностных компетенций, объективную оценку образовательных результатов и др.»

Как человек, имеющий представление о работе учителя и, с другой стороны, осмелюсь заявить, понимающий в этих самых «блокчейнах» и «бигдатах», то есть находящийся на стыке технологий и школьной реальности, могу предположить следующее.

В настоящий момент озвучиваемые Адамским и прочими «инноваторами» в образовании идеи «цифровизации образования» ничем иным, кроме потери очередной ощутимой суммы денег в бюджете, не грозят. Попытки срочно скрестить «ежа с ужом», просто потому, что Президент сказал о необходимости цифровизации, выглядят не то чтобы убедительными, но, скорее, вредными. Ибо любое применение сложных автоматизированных систем и подходов должно сопровождаться очень качественной аналитической проработкой и апробацией. Вспомните бум «внедрения» дистанционных технологий в образовании (Адамский и прочие семеновы в этом тоже активно участвовали в то время): и учителей Moodle учили, и СДО в школы ставили, и в аттестации лишние баллы начисляли… И все безуспешно, не прижилось. «Не повезло нам с народом» — сказали чиновники и придумали новую «фишку» — BigData с Blockchain.

Не приживется, если этим будут опять заниматься адамские и Ко по-чиновничьи, с опорой на интересы своей креативной группы, а не на интересы учителя (реального) и без учета интересов общества (государства), как бы это пафосно не звучало.

чтобы быть в курсе актуальных вопросов, обсуждаемых учителями, подписывайтесь на телеграм-учительскую: https://t.me/teachersroom
0 комментариев RSS
Нет комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.