Управление образованием - а как надо?

Дискуссия о том, как управлять образованием как системой и образовательными организациями как элементами этой самой системы.

Критиковать всегда просто. А наладить управленческий процесс — не такой уж и простой вопрос, если разобраться.

13 топиков

avatar

Об идеальной ошибке

Опубликовал в блог Управление образованием - а как надо?
?
Около десяти тысяч родителей и семьдесят тысяч абитуриентов подписали петицию, призывающую позволить выпускникам в резервный день пересдать профильный ЕГЭ по математике. Люди считают несправедливым, что из-за утечки контрольных материалов экзаменующиеся оказались в неравных условиях: одни знали, что их ждёт и подготовились заранее, другие не знали.

Читать дальше
avatar

Образование как общественное достояние

Опубликовал в блог Управление образованием - а как надо?
?

Как было показано ранее на примере Рособрнадзора и всей той вакханалии, которую это ведомство развернуло в системе образования, возникает вопрос об управляемости системы и ее целях. Пока же мы видим полный раздрай и стремление всех главных игроков на образовательном поле решать свои, узкокорпоративные интересы…

Читать дальше
avatar

Третья сила

Опубликовал в блог Управление образованием - а как надо?
?

Новая структура Правительства Российской Федерации, утвержденная 25 мая 2018 года, словно написанная на лакмусовой бумаге, проявила суть произошедшей за последний десяток лет смену элитных групп и передислокацию сил в системе управления образованием в нашей стране.

Читать дальше
avatar

Лебедь, рак и щука..

Опубликовал в блог Управление образованием - а как надо?
?


Система ЕГЭ несовместима с новой структурой управления образованием

Как известно, Минобрнауки разделили на два ведомства: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Кроме того, появился ещё один независимый элемент в структуре управления образованием, на который пока не обращают особого внимания. Это Рособрнадзор, контролирующий орган, прежде входивший в состав Минобра. Надзорное агентство решили не делить между двумя новыми министерствами, а вывели в непосредственное подчинение правительству. Таким образом, возникла триада, которой будет доверено управление отечественным образованием.

Наше образование функционирует сегодня под знаком ЕГЭ. Единые экзамены официально именуются одновременно выпускными и вступительными (фактически это не так, но сейчас речь не об этом). Одной из главных причин создания в 2004 году объединённого Минобра было желание свести эти две ипостаси под одну крышу и тем самым обеспечить продвижение ЕГЭ. Ибо выпускные экзамены всегда относились к ведению школы и Министерства просвещения, а вступительными занимались вузы.

Кому же теперь отойдёт ЕГЭ? Формально ответ ясен: по закону об образовании единые экзамены проводит Рособрнадзор, и теперь это самостоятельная структура, независимая от двух министерств. Главной функцией надзорного органа является сегодня «итоговая аттестация» — ЕГЭ и ОГЭ после 9 класса, а также текущий контроль за успеваемостью в форме ВПР (всероссийских проверочных работ), о чём красноречиво свидетельствует его сайт — см. http://obrnadzor.gov.ru/ru/. Однако выпускные экзамены и (тем более) текущий контроль успеваемости являются составляющими учебного процесса, и передавать их сторонней организации, которая не имеет представления о состоянии дел в школе, в принципе неверно. Точно так же вступительные экзамены являются, по сути, первой сессией будущего студента, успешная сдача которой подтверждает возможность дальнейшего обучения, и они должны быть в ведении вузов и их министерства, а не какого-то надзорного агентства.

Независимые ведомства, работающие на одном поле, неизбежно начинают конкурировать, успехи приписывая себе, а просчёты навешивая на оппонентов. Побеждает в этой борьбе тот, у кого более мощные ресурсы влияния. Потому важно знать, каков расклад сил в созданном треугольнике.

Не так давно министр Васильева активизировала благое дело — разработку единых программ для школы. Эта работа вылилась в масштабный скандал, в ходе которого стало ясно, что в ряде случаев новые программы составлялись конкретно под существующие ЕГЭ. Так, в математике было предложено узаконить сегрегацию — раздельное обучение «умных» и всех прочих, начиная с седьмого класса. Это разделение, убийственное для массового математического образования (см. vk.com/wall-62604527_16519 ), напрямую связано с наличием двух уровней в ЕГЭ по математике («база» и «профиль»). Новую программу составляли те самые люди (Ященко и Ко), которые в ФИПИ занимаются разработкой КИМов ЕГЭ (а также ОГЭ и ВПР ) и имеют там огромные доходы, связанные с изданием бесконечных пособий по натаскиванию на указанные тесты. ЕГЭ для этой публики первичен, и они будут составлять программы под ЕГЭ, но не наоборот, ибо во втором случае им придётся менять всю кухню единых экзаменов.

Изложенный пример хорошо отражает суть вопроса. ФИПИ со всеми его наработками – это структура Рособрнадзора. И ведомство всеми силами будет отвергать нововведения, которые могут потребовать изменения сложившейся системы ЕГЭ (уже потому, что это огромная дополнительная работа). Поддержкой им будут многократные заявления представителей высшей власти, что «в ЕГЭ теперь всё хорошо», а если плохо — то в школе.

Баллы ЕГЭ сегодня — главный показатель «качества образования» для детей и их родителей (как следствие — и для школы тоже). Основным приоритетом являются теперь не учебные программы, а содержание ЕГЭ. Поэтому единые экзамены — самый эффективный инструмент воздействия на школьный образовательный процесс, и его можно использовать не только во зло, но и во благо. Но этот инструмент будет целиком в руках структуры, которая не имеет никакого отношения к организации обучения и абсолютно не заинтересована в каких-либо изменениях в этой сфере.

Ещё более жесткие отношения по части ЕГЭ у Рособрнадзора с высшей школой. Дело в том, что кроме ЕГЭ ведомство Кравцова проводит ещё и аккредитацию вузов. Об этой процедуре за всё время её существования никто не сказал ни единого доброго слова. Когда сторонний наблюдатель узнаёт об этой вакханалии маразма, он бывает потрясён в первую очередь не кретинизмом и патологическими комплексами чиновников (в России к этому уже привыкли), а терпимостью наших профессоров и доцентов, выносящих такое к себе отношение. При достигнутой степени унижения вузов никакого равноправного диалога между ними и Рособрнадзором быть не может, только категорический диктат. (К слову, под надзор агентства переходят теперь и академические институты, которые до этого находились в ведении ФАНО. Хотя чиновники ФАНО уже преподали учёным некоторые уроки бюрократического кретинизма, до результатов Кравцова им очень далеко. Любопытно, сумеет ли академия покончить с этим беспределом или прогнётся, так же как и вузовское сообщество?)

Таким образом, в созданном управленческом треугольнике главным элементом будет указанная надзорная структура, ибо у неё все рычаги влияния. Но она, по сути своей, не отвечает за созидание. Агентство по надзору заинтересовано в сохранении существующего положения и будет саботировать все предложения, затрагивающие его интересы.

Новая схема управления образованием требует кардинального перераспределения функций. Такое перераспределение не может произойти стихийно, здесь требуется вмешательство компетентного руководства, наделённого соответствующими полномочиями. Выпускные и вступительные экзамены необходимо разделить, передав их соответствующим министерствам. Также немыслимым является контроль за текущим обучением в школе (ВПР) со стороны «независимого» Рособрнадзора. Там те же противоречия, что описаны выше в связи с ЕГЭ.

Однако принимать подобные решения в правительстве некому. Курирует образование некая Голикова, а над ней — премьер Медведев. Они едва ли догадываются о существовании изложенных выше проблем. Скорее всего, снова придётся ждать, пока абсурдность ситуации не станет очевидна всем (последнее неизбежно, поскольку при такой системе управления воз нашего образования с места не сдвинется).

Мы снова потеряем невозвратное время, а ведь никто не знает, сколько его у нас ещё осталось.

Источник >>

Все главные интересные публикации об образовании — в телеграм-канале «Учительская»: t.me/teachersroom (@teachersroom в поиске телеграма)
avatar

Концепция уровневой оценки компетенции учителей

Опубликовал в блог Управление образованием - а как надо?
0
В начале текущего учебного года в 13 регионах страны проходила апробация уровневой модели оценки учителей, которая могла бы стать инструментом организации объективных оценочных процедур в аттестации педагога.

Данный проект вызвал живой интерес со стороны учителей и буквально через несколько дней после публикации примеров диагностических материалов, по которым предполагалось оценивать учителей русского языка и математики, в интернете появилось и получило широкую огласку Открытое письмо, адресованное Минобрнауки и Рособрнадзору, в котором не назвавшие себя авторы жестко критикуют предложенную модель оценки компетентности учителя.

18 января в РГПУ им. А.И. Герцена, где, собствененно и разрабатывались концептуальные основы методики и контрольно-измерительные инструменты, состоялась научно-практическая конференция, на которой авторы концепции представили результаты проведенной апробации модели.

В связи с высокой социальной значимостью и актуальностью для любого педагога данного проекта, мы начинаем публикации всех докладов конференции.

Первый доклад: А.П. Тряпицина — академик РАО, доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена. Тема доклада: «Концептуальные основы уровневой оценки компетенций учителя»

avatar

Единый учебник и как на этом заработать чиновнику

Опубликовал в блог Управление образованием - а как надо?
0

Показательная история: не прошло и трех недель с момента публикации статьи Ольги Васильевой «По чему учить будем», задающей вектор работы по созданию единой линейки базовых учебников, как обозначилась тактика чиновников и «лидеров образования», позволяющая им найти себе место в новых условиях для освоения бюджетов.

Читать дальше
avatar

Начало применения профессионального стандарта "Педагог" переносится на 1 сентября 2019 года

Опубликовал в блог Управление образованием - а как надо?
0


15 декабря Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Максим Топилин подписал приказ № 745н «О внесении изменений профессиональный стандарт „Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)“, утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н».

Читать дальше
avatar

Образовательная лысенковщина

Опубликовал в блог Управление образованием - а как надо?
0


К сожалению, следует констатировать: почти все известные широкой публике «современные научные педагогические концепции», реализованные в современной отечественной системе образования — немногим отличаются от идей товарища Лысенко или научных «открытий» Петрика.

Читать дальше
avatar

Медвежья культура

Опубликовал в блог Управление образованием - а как надо?
+1


В общественных дискуссиях и разговорах на кухнях про современное образование в России, весь пафос речей, как правило, обращен в сторону качества обученности современной молодежи. Мы клеймим молодое поколение за его безграмотность, отсутствие системы знаний и «калейдоскопичность» представлений о мире. Все это так и все это, на самом деле очень печально. Но все-таки, еще более печальным является пробел, который возникает не в отсутствии знаний (их всегда можно обрести позднее и самостоятельно, вне школы, получить с опытом), а в отсутствии воспитания и культуры. И самым ярким примером катастрофичности такого рода пробела можно считать последнее нашумевшее высказывание Премьер-министра Российской Федерации, Дмитрия Медведева.

Читать дальше
avatar

Ау, мы ищем науку!

Опубликовал в блог Управление образованием - а как надо?
0


Лето — вроде бы не время для профессиональной активности, как правило все в этот момент в отпусках, вне источников информации, наслаждаются тишиной и спокойствием. Наконец-то!

Но как говорится, на войне каникул не бывает. Если уж сейчас жаркая пора противостояния систем, то держи ухо востро! Не заметишь, как и когда прилетит с той стороны.

Так и у нас: прилетело.

Читать дальше