avatar

О наболевшем. Заметки члена жюри конкурса тележурналистики

Опубликовал в блог Педагогика: актуальные вопросы науки и практики
+1


Дорогие коллеги!

Являясь много лет членом самых разных конкурсных жюри по тематике тележурналистики, хотел бы поделиться наболевшим. Надеюсь, эти строки помогут вам достигать новых высот со своими учениками!

Очень хочется, чтобы к нам всем пришло понимание того, что научиться нажимать на кнопку на видео или фотокамере это совсем не то же самое, что научиться снимать!

Перед тем, как нажимать на кнопку, надо не просто выставить героев или объект в кадр, надо понимать, что вы хотите показать, и как это будет выглядеть на экране.

Мы прекрасно понимаем, какую радость человек испытывает от того, что у него что-то получается. Но фишка-то в том, что это «что-то» должно быть понятно не только вам (вот мы тут кино сняли – какие мы молодцы!!!), но и тем, кто это будет смотреть! Надо понимать, что ваше видео вам понятно, и оно – «родное до слез». Но зритель совсем не в курсе того, что вы имеете в виду.

Перед тем как снимать (именно снимать, а не нажимать на кнопку) очень важно познакомиться с языком и правилами современного телевидения. Надо хорошо понять, что зритель не виноват в том, что вы чего-то еще не умеете или не хотите делать так, как надо!

Поймите, что, научившись печатать в Word, вы еще не научились писать хорошие тексты! Вы просто умеете нажимать на кнопки. Здесь – тоже самое! Тоже самое касается грамотности! Мне глубоко не понятно, почему все понимают, что деепричастный оборот надо выделять запятым и надо выполнять всякие другие правила русского языка, а снимать и монтировать можно так, как захочется. Не хорошо это!

Несколько элементарных вещей для операторов

Планы. Крупный, средний и общий план – это основа видеоряда – основа кино. Это, как в тексте, части речи и части предложения, абзацы, заголовки и прочее. Сделать весь ролик на одном общем плане – это все равно, что пытаться написать абзац текста одним повторяющимся словом – иногда это получается, но крайне не часто, и не стоит на это надеяться. Планы обязательно должны чередоваться – это как подлежащее и сказуемое и так далее.

Не надейтесь все снять за «одно нажатие кнопки». Начинайте снимать с общих планов, потом (если нет второй камеры) обязательно все отдублируйте в крупных и средних планах (естественно используя свой мозг). Да, есть вещи, которые нельзя переснять, но их крайне мало, поэтому не оправдывайтесь этим!

Приготовьте к монтажу нормальный материал (а лучше – хороший). На «нормальный» фильм обычный расклад по времени съемок и готового (смонтированного) видео составляет не меньше одной минуты к четырем, а профессионалы для трехминутного новостийного сюжета приносят в редакцию полчаса видеоряда. Не считая интервью и стэндапов.

Если что-то (это на монтаже всегда становится понятно) придется переснять, не ленитесь – переснимайте. Или просто бросайте работу – так будет честнее. И не будет «погибших» зрителей.

Обязательные правила операторов:

  1. Каждый план снимайте не меньше семи секунд – уважайте труд монтажера!
  2. За один раз вы можете снять материал, только если вы снимаете несколькими камерами, и каждая камера снимает под своим ракурсом и свой план.
  3. Как в кино, так и в фотографии вначале стройте композицию, и только после этого нажимайте на «запись». В большинстве случаев прекрасно работает правило третей и правило половин – пользуйтесь ими обязательно!!!
  4. Если вы не понимаете, что такое композиция, правило третей, правило половин и ракурс, это значит, что вы не умеете снимать – бросайте камеру и идите узнавать.

Свет. Дорогие операторы! Не снимайте без света! Это плохо! Зрителю совершенно все равно, какие у вас были трудности, и почему вы пошли снимать не в 12.30, а в 19.45 (когда уже село Солнце). Все просто: или вы снимаете для зрителя и учитываете длину светового дня, или вы снимает для себя! И тогда, пожалуйста(!), не мучайте зрителей, не показывайте «этого …» никому, кроме друзей и близких! Зритель не виноват в ваших трудностях или ваших неумениях.

Несколько обязательных правил:

Не снимайте, когда ушло Солнце. Это почти всегда – потерянное время и труд! Не надейтесь на монитор камеры: он дает картинку гораздо «оптимистичнее», чем она будет на монтаже. Учитывайте это. Исключение: специальные и ночные съемки, но здесь мы о них не будем говорить.

Никогда не снимайте против света (Солнце, окно, зеркало, снежный наст, море, в которых отражается свет). Из-за этого заднего света происходит затемнение объекта съемки, и это всегда выглядит плохо! При монтаже эти съемки надо безжалостно выбрасывать. Исключение: съемки в контровом свете.

Если вы снимаете в помещении, то пользуемся правилом «мало света не бывает»! Героя и объект освещать надо обязательно. Следите, чтоб на лице не было теней, и вообще следите за тенями. Это обширная тема, но с лицами правило простое: если не видно глаз героя (белки, радужка, желательно ресницы), это картинка – мусор. Если нет своего (постановочного) света, ждите Солнца.

Дрожащая камера. Никогда не отдавайте в монтаж «трясущиеся» съемки. Работайте со штативом. Упирайтесь, вовремя съемки в стулья, столы, стены, во что угодно, но избавьте зрителя от тремора головы. Исключение: съемки ЧС, полицейские съемки.

Панорамы и наезды. Это совсем не обязательные штуки! Хороший фильм можно делать и без них. Научиться им заочно практически не-воз-мож-но! Тут очень нужен наставник, желательно «злой» – так будет быстрее научиться.

Обязательные правила панорам:

Панорама всегда начинается и кончается статичным планом!
Движение должно быть без рывков, абсолютно ровным. Только чуть дернули трансфокатор или кто-то план испортил (например, в кадр вкатилась машина) все надо переснимать, с самого начала, и не надейтесь это склеить при монтаже.

Если сняли панораму, идущую влево, обязательно снимите панораму, идущую направо. Сняли наезд – обязательно снимите отъезд. Что будет нужнее – будет понятно только при монтаже! Тоже правило касается и съемок с дронов.

Не пытайтесь снимать панорамы и наезды без штатива! Даже не пробуйте! Просто не тратьте на это время.
Панорама должна содержать композицию (ракурс, трети, половины и пр.), она должна быть интересной, она должна чем-то осмысленно начинаться и заканчиваться. Иначе она не нужна!
Не пользуйтесь зумом, если надо перейти с общего плана на крупный. Переносите камеру ногами! Отключите цифровое увеличение на камере, пользуйтесь только оптикой!

Удачи всем операторам!

Несколько элементарных правил для монтажеров

Монтаж – это самая длительная часть работы над фильмом. Самые быстрые монтажеры мира (при учете хорошего съемочного материала) делают одну минуту готового фильма в среднем от одного до трех часов (это зависит от сложности готового продукта). На телевидении на монтаж трехминутного новостийного сюжета дают не меньше половины рабочего дня. Это сравнимо с версткой печатного издания, но если надо подложить графику и звуковой фон – производство становится еще дольше.
Если вы научились нажимать на кнопки в монтажной программе – это совсем не значит, что вы монтажер. Это значит, что вы владеете программой – не более того. Научиться печатать в Ворде – это не научиться писать тексты! Помните это и не задирайте нос.

Основные правила для монтажера:

Постарайтесь разделить обязанности: один снимает, другой монтирует. Это существенно улучшает качество продукта. Монтажер в этом случае ближе к зрителю, его мозг не «подсказывает», что имел в виду оператор – он просто оперирует предоставленным материалом. Это позволяет увидеть (заметить) больше ошибок операторов.

Монтируйте все через крупный план, если «крупняков» нет – бросайте монтаж. Видеоряд без крупных планов – это как холодильник без двери. Не жалейте коллег по ремеслу – оператора ноги кормят, а монтажер отвечает за конечный продукт вместе с автором! Пусть операторы переснимают все «косяки».
Не пытайтесь смонтировать серьезную «вещь» за один день – «переспите» на ней. На следующий день вы сами заметите свои ошибки.

Считается, что звук – это более 70% фильма – прочувствуйте это!
Звук должен быть ровный и понятный зрителю. Не используйте для сведения звука наушники или плохие колонки.

Титры и субтитры вы вставляете не для себя, а для зрителя! Зритель должен их увидеть и успеть прочитать. «Слепые» титры – это брак. Используйте контрастные цвета, обводку букв и, в крайнем случае, подложку. Буквы не должны бить огромными или маленькими – помните про зрителей! Не делайте радужных или переливающихся раскрасок – это моветон.

Уважайте авторское право: указывайте, чьим интеллектуальным трудом вы воспользовались. Не будете уважать чужой труд – на ваш тоже будут плевать.

Знайте, идеальный монтаж – это вещь бесконечная!!!

Руководителям редакций и редакторам
Дорогие руководители, будьте бдительны, милосердны и ответственны. Помните, что есть правила русского языка, есть правила верстки, есть правила съемки и монтажа и вообще куча всяких правил, и все они важные! И их надо блюсти.
0 комментариев RSS
Нет комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.