avatar

Приглашаем к участию в исследовании "Гаджетомания"

Опубликовал в блог Педагогика: актуальные вопросы науки и практики
0


В конце 2016 года в одной из школ Санкт-Петербурга по инициативе учащихся был проведено исследование «Гаджетомания» и виртуальное пространство общения и досуга современных школьников". Его итоги оказались весьма интересными и организаторы предложили расширить исследуемую аудиторию, выйдя за пределы одной школы.

Целью опроса было выявление степени влияния информационных технологий и виртуальной среды коммуникации и досуга на современных детей и подростков школьного возраста. В организации опроса, его проведении и подготовке отчета принимали участие все ученики класса — инициатора исследования, основной костяк команды организаторов составляли 8 учащихся.

Организационная группа проекта подготовила и провела презентацию опроса перед классными руководителями с целью организации проведения анкетирования, а после подведения итогов — отчетное выступление на педагогическом совете школы и на собрании родительского комитета школы, на котором присутствовали представители родительских комитетов всех классов.

Структура анкеты


Для проведения опроса была разработана анкета, задания которой формулировались на основании вопросов, предложенных инициаторами проведения опроса (учащимися 6-го класса).

Анкета носила анонимный характер, никакие личные сведения респондента не фиксировались. При проведении опроса фиксировались только номера классов для определения возраста респондентов, а также для того, чтобы обобщенные данные результата опроса могли быть предоставлены родителям класса и классным руководителям.

Анкета состояла из 6 заданий в форме незаконченных утверждений, которые предлагалось продолжить, выбрав наиболее близкий респонденту ответ или несколько ответов из предложенных, а также одного открытого вопроса, на который респонденту предлагалось дать произвольный ответ.

Первое утверждение анкеты («Я включаю компьютер (смартфон) потому, что мне хочется....») предлагалось продолжить любым из указанных вариантов (в т.ч. и несколькими), или дать свой вариант продолжения данного утверждения. Задание было призвано выявить приоритетные мотивации респондента при его обращении к компьютеру, интернету или мобильному устройству.

Второе и третье задание (так же в форме составления высказывания, отражающего отношение респондента) были направлены на определение приоритета в использовании технических средств респондентом (компьютера или мобильного устройства) и степени «зависимости» от них. Степень «зависимости» определялась как субъективная временная оценка респондента, строящаяся в логике «от обратного» — «как долго я могу обходиться без компьютера/гаджета».

Четвертое и пятое задание (в форме составления утверждения) позволяли определить распределение времени, отдаваемое респондентами виртуальной жизни по дням недели — рабочий / выходной.

Шестое задание позволяло провести дифференциацию направленности деятельности, осуществляемой учащимися в интернете, и динамику её изменения по возрастам.

Седьмое задание анкеты представляло собой ответ на открытый вопрос «Что бы ты делал(а) в свободное время в отсутствие телефона, компьютера, интернета?». Ответ мог быть дан в произвольной форме, что позволяло, с одной стороны, выявить способность учащегося найти замещение виртуальной жизни деятельностью из реальной жизни. С другой стороны, ответы на этот вопрос позволяли оценить то, чем респонденты осознанно жертвуют, от чего отказываются в пользу виртуального существования и деятельности.

Проведение анкетирования, обработка результатов опроса


Опрос проводился в конце октября 2016 года силами инициаторов акции — учеников 6В класса.
Представители организационной группы по проведению опроса провели анкетирование во всех классах школы с 1-го по 11-ый. Всего было собрано и обработано 519 анкет, что составляет 78,35% от общего числа учащихся школы на момент проведения анкетирования.

Данные из анкет вносились в единую электронную базу данных в обезличенном виде. Каждый ответ респондента (выбранный им вариант ответа) из заданий 1 — 6 обозначался в базе данных (электронной таблице) цифрой 1. После расшифровки всех анкет данные по каждому из заданий суммировались и приводились в виде итоговых цифровых значений. Распределение сумм полученных таким образом ответов дало возможность построить графики распределения мнений учеников разных классов на вопросы анкеты.

Ответы на 7 вопрос анкеты анализировались отдельно в форме экспертной оценки. Все ответы на вопрос о том, чем бы респондент занялся в отсутствие интернета/компьютеров/гаджетов, распределялись по 6 смысловым группам:

  • общение и взаимодействие (с друзями, родными, с животными)
  • интеллектуальное развитие, учеба
  • творчество, созидательная деятельность, хобби
  • спорт и физическое развитие
  • организация быта
  • не смогли сформулировать / не видят себя без виртуальной жизни и компьютеров

Суммы ответов, подходящих по смыслу указанным группам также были приведены в количественном выражении и на основании этих цифровых данных были составлены соответствующие диаграммы по всем возрастным группам респондентов.

Результаты анкетирования по 1 — 6 вопросу представлены в отчете в виде обобщенных данных по параллелям, а информация по классам предоставляется только родителям соответствующих классов и классным руководителям.

Результаты по 7 вопросу представлены в отчете по классам, без обобщения по параллелям и, дополнительно — сводно по всей выборке с 1 по 11 класс.

Анализ результатов исследования можно посмотреть в приложенном файле

Предложение о продолжении исследования

Если Вас заинтересовало данное исследование и Вы хотели бы провести подобный опрос в своей образовательной организации, мы готовы предоставить полный набор инструментов для этого: разработанные анкеты, шаблоны таблиц для обсчета результатов, предоставить необходимые консультации и методическую поддержку.

Со своей стороны мы хотели бы получить от коллег, вызвавшихся провести данное исследование на своей школе, результаты такой работы для дальнейшей агрегированной обработки сводной статистики по разным регионам, населенным пунктам, уровням школ и т.д. Данная работа могла бы дать очень интересный научный и практический результат для всех участников такого сетевого межрегионального проекта.

Если Вы заинтересованы в участии в данной совместной работе — свяжитесь с нами по адресу электронной почты [email protected]
0 комментариев RSS
Нет комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.