avatar

Эмпирические наблюдения: Закон Мура и школа.

Опубликовал в блог Информати / бюрократи -зация в образовании
+1

Известное наблюдение Гордона Мура, как выясняется, вполне применимо к области информатизации школы, правда с обратной стороны. Оно неоспоримо доказывает, насколько неэффективной оказывается управленческая модель отечественного образования в отдельно взятом направлении, а именно в применении современных ИКТ в жизни школы.

Для наглядности, я бы хотел начать с констатации наблюдаемых современных «затыков» с использованием ИКТ в школе. Их несколько.

Главное: внедрение ИКТ, сегодня очень многими учителями воспринимается неоднозначно и, скорее, скептически. С одной стороны, конечно, удобно работать с некоторыми электронными учебными пособиями или в некоторых случаях (круг которых ограничен!) с интерактивной доской.

Но, с другой стороны, повсеместное подталкивание к использованию ИКТ в работе учителя по большей части не разгрузило его, а усложнило ему существование. Например, толковым математикам на уроках ИКТ почти не нужны — большинство из них буквально кричит: дайте нам обратно мел и побольше досок в класс! И это не ретроградство, это профессиональная потребность, происходящая из специфики предмета. Негатив профессионалов вызывает не сам по себе «ненужный бум ИКТ», а педагогически ничем не обоснованное в большинстве случаев навязывание к месту и не к месту разных электронных учебных пособий и технологий, двойная работа по ведению классного журнала (в большинстве случаев от бумажного никто не отказался, поэтому ведем два), бесконечная работа по созданию отчетов и портфолио в электронной форме, приказное (или почти приказное) создание своего сайта или никому не нужной страницы на сайте школы в условном поселке Урловка Свердловской области и т. д.

При этом реальная потребность в ИКТ инфраструктуре рабочего места учителя нормально не обеспечено, хотя зачастую сводится к простому доступу к электронному журналу (одному, без бумажной копии), наличию интернета (не обрезанного по скорости и списку ресурсов), принтера, документ-камеры и проектора. В подавляющем большинстве случаев это — оптимальный и даже сверхдостаточный набор средств. Но и их в распоряжении учителя часто нет. Зато есть массово закупленные и почти не используемые интерактивные доски и прочие «электронные лаборатории» и «специализированные программно-аппаратные комплексы».
Конечно, в некоторых случаях (начальная школа, география, иностранные языки, информатика) могут быть полезными дополнительные средства ИКТ, но парадокс в том, что это все нужно только в том случае, когда учитель действительно сам, по свей воле использует такого рода средства и использует с успехом (то есть с результатом в виде успехов детей). А вот этого параметра использования бюджета никто как раз и не оценивает, поскольку задача стоит иная: внедрить технологии (сиречь освоить бюджет), а не получить результат.

Вместе с тем, с точки зрения развития реальных ИКТ, все то, чем сегодня сопровождается работа учителя — чистый «каменный век». Неиспользуемые в силу отсутствия выделенных IP адресов и специалистов в школе системы видео-конференц связи, сайты, созданные на «ucoz-e» или Joomla, «интерактивные учебники», которые знанть не знают что такое мобильное устройство, электронные журналы, для внесения данных в которые надо приходить по расписанию в учительскую, новые компьютеры в школе (выпущенные в 2009 или 2012 году), и «Гугл документы» как вершина технологий по сбору информации органами управления…

Следует отметить, что уровень профессиональной подготовленности в области ИКТ (реальный, а не написанный в отчетах) массового учителя оставляет не просто желать лучшего, но и находится ниже уровня навыков учеников средней школы. Отмечу особо и еще раз, чтобы не было разночтений: речь не идет о профессионализме педагога и управленца от образования, речь идет именно о знаниях массового работника отрасли в области ИКТ и умении эти знания эффективно применять. Дети знают в этой области либо столько же (то есть нисколько), либо больше. И это ни хорошо, ни плохо — это просто факт жизни.

При этом, за последние несколько лет технологии, согласно все тому же Закону Мура, скакнули в новую эру — достаточно просто зайти в магазин электроники (как правило, кстати, электронный же) и посмотреть на каком месте на полках теперь расположены персональные компьютеры (которые и по сей день есть далеко не на всех рабочих местах учителей!) и что является «хитом продаж».

Стоит ли говорить, что это — мобильные устройства и, прежде всего — смартфоны, а на втором месте, уже не такие популярные планшеты (!!! кто бы подумал 2 года назад).

Помните рекламу лета 2014 года: «мама купи мне планшет для учебы!» — эта реклама уже не актуальна! Она перестала быть актуальной за 24 месяца. Закон Мура.

Еще одно интересное наблюдение. Если посмотреть статистику рынка по доходам ИКТ компаний, то очевидно, что самыми высокорентабельными и активно развивающимися сейчас являются рынок мобильных приложений и, главное, услуг — сейчас на своем AppStore компания Apple зарабатывает больше, чем на продаже гаджетов! Хотя еще два — три года назад все было ровно наоборот. Доходность акций компаний, занимающих лидирующие позиции на разработке технологий BigData не просто растут — они скрываются от лишних глаз. Об этом предпочитают не рассуждать. Компании, строящие свой бизнес на мобильных решениях «убивают» или «съедают» конкурентов — взять к примеру услуги такси, где Uber, Яндекс-такси и Gett! втроем за год попросту подмяли под себя весь рынок таксомоторного бизнеса в во всех столицах мира.

Надо ли приводить еще примеры, чтобы понять — закон Мура противоречит самой сути бюрократизированной машины управления образованием, где для того, чтобы описание современных ИКТ технологий оказалось в учебнике по информатике, надо попросту отказаться от таких учебников — цикл создания учебника от момента написания авторского текста до попадания на стол в класс отпечатанного экземпляра не успевает за этой жизнью.

Педагогическая практика, с другой стороны, прямо говорит: детям надо давать знания, а не пытаться угнаться за их увлечениями красивыми гаджетами, педагог и родитель должен постараться сделать так, чтобы их подопечные умели создавать технологии, а не быть управляемыми ими!

И как совместить две эти, текущие с такой разной скоростью, реки?

Люди, отслеживающие ИКТ-технологии и их применение в области образования скажут: «да что Вы переживаете! Все уже придумано — на смену университету и школе приходит MOOC (массовые он-лайн курсы)! Здесь тебе и облачные (мобильные) технологии и абсолютная свобода в выборе учебной траектории и вообще, сплошная радость жизни! Учись в свое удовольствие по своему желанию у того, кому доверяешь! Свобода, равенство, братство!». Да, соглашусь — технология это интересная и очень современная. Более того: она вполне удовлетворяет потребностям «получателя образовательных услуг».
Проблема только в том, что образование — не услуга. Подмена сути понятия ведет к его уничтожению.

Потому я осмелюсь возразить: МООС — это последний гвоздь в крышку человечества, если мы действительно заменим им университеты и уж тем более, школы. И это не пустые слова. Это опять-таки клинический факт.

Почему? Об этом чуть далее. А пока — о том, чего не хватает сегодня школе, применительно к ИКТ.

(продолжение следует...)
0 комментариев RSS
Нет комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.