avatar

Новые ведомства начинают выяснять отношения

Опубликовал в блог Новости образования
?

Как мы уже писали, разделение Министерства образования и науки на два министерства и выделение Рособрнадзора в прямое подчинение правительству породили неразрешимые проблемы в управлении образованием. Контролирующий орган получил функцию прямого диктата обоим министерствам, ибо работа школы и качество набора в вузы определяются содержанием единых экзаменов, которые находятся в полном ведении Рособрнадзора.

Глубинное противоречие, заложенное в реформу системы управления образованием, получило общественную огласку (см. vk.com/wall-62604527_17424 и www.shevkin.ru/novosti/raznoe-o-triumfe-nadzora/ ), и руководители двух ведомств уже высказались по этому поводу.

Васильева (министр просвещения):

«Мы проведём анализ кампании ЕГЭ этого года и представим все необходимые материалы Татьяне Алексеевне Голиковой. Я думаю, что качественные изменения будут, потому что они необходимы. Время меняется, появляются новые вызовы, поэтому, конечно, нужно менять и экзамены, которые являются нашим главным инструментом оценки качества образования. Оно растёт, и мы должны расти вместе с ним.» (см. ug.ru/news/25171?utm_referrer=https://zen.yand.. )

Мы снова видим, что единые экзамены «являются нашим главным инструментом оценки качества образования».
При этом показатели ЕГЭ (согласно официальной информации) в последние годы стабилизировались (см. цитированное ниже интервью Музаева: «последние несколько лет средние баллы по всем предметам находятся в целом на одном и том же уровне» ), но, по словам министра, качество образования всё же «растёт».

Напомним, что в январе сего года Васильева назвала главной текущей задачей своего ведомства подготовку к проведению ЕГЭ (см. vk.com/wall-62604527_15418 ). Это было за полгода до экзаменов!

И вот теперь все эти проблемы с неё сняты. Казалось бы, можно вздохнуть свободно и заниматься «цифровизацией» (см. www.rbc.ru/society/24/05/2018/5b0646049a79470.. ), ФГОСами, чем угодно.
Но сигнал о полной утрате важнейшей сферы влияния дошел до министра, и она поспешила заявить о себе на этом поле.

Не остался в долгу и Рособрнадзор. Зам его руководителя, упомянутый Музаев, сказал так (см. iz.ru/746107/roman-kretcul/my-vidim-maleishie.. ):

«По итогам ЕГЭ-2018 мы подготовим доклад для правительства и дадим свои предложения. Пока мы не готовы говорить, что что-то надо менять. Надо провести кампанию и посмотреть итоги.»

Таким образом, оба ведомства собираются решать вопросы ЕГЭ у вице-премьера Голиковой, которая вместо Голодец стала теперь «главным специалистом» по образованию. (Заметим, что совсем недавно все эти вопросы Васильева могла решать напрямую со своим замом Кравцовым, но ничего конкретного не предлагала.)

В возможном грядущем «разборе полётов» у абсолютно некомпетентного арбитра нетрудно взвесить шансы сторон.

Во-первых, Минпрос будет «анализировать результаты ЕГЭ» на основе тех данных, которые предоставит Рособрнадзор. Напомним, что статистика ЕГЭ сейчас под большим секретом. Даже губернаторы не знают, как выглядит их регион на общем фоне страны (см. vk.com/wall-38874620_263135 ). Едва ли надзорное агентство даст полную информацию своим конкурентам.

А во-вторых (и это главное), есть вбитая в общественное (и чиновничье) сознание аксиома: «ЕГЭ — это всего лишь зеркало, отражающее качество образования». Любая критика единых экзаменов со стороны Васильевой будет ударом по ней самой. Ведь согласно такой концепции (которую чиновная дама поддерживала многократно), если что не так, то это не ЕГЭ виноват, а школа: «нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая...» Все помнят эту затасканную фразу?

В этих условиях министр просвещения сама заинтересована в том, чтобы ЕГЭ не менялся. Стабильность КИМов — залог высоких показателей «главного инструмента оценки качества образования». Министру, как и рядовым выпускникам, нужны баллы ЕГЭ, которые выставляет теперь независимый надзорный орган. Технологии для достижения этих баллов хорошо известны: натаскивание плюс концентрация внимания только на тех дисциплинах, которые выбраны для сдачи единых экзаменов. Словом всё то, с чем министр собиралась бороться на начальном этапе своей карьеры, и про что теперь она старается не вспоминать. В таких условиях гарантирован застой и дальнейшая деградация образования. (Проведённые 28 мая первые ЕГЭ-2018 основной волны показали, что их КИМы составлены строго по шаблонам, о чём и говорил накануне в упомянутом интервью Музаев.)

Из заявления Васильевой следует, что она не ставит под сомнение правильность принятого управленческого решения, а ожидать подобной критики от главного его бенефициара — Рособрнадзора (всем «рулить» и ни за что не отвечать) — вообще бессмысленно.

И вот ещё парадокс. Почти все ЕГЭ (кроме базовой математики) — это вступительные экзамены в вуз. И на этом поле «скрестили копья» министерство школ и надзорное ведомство. Минпросу было бы с руки обсуждать аттестационный базовый ЕГЭ по математике, или, скажем, грядущий базовый выпускной экзамен по иностранному языку (см. postupi.online/journal/novosti-ege/ege-po-ino.. ). Здесь, кстати, есть о чём поговорить. В ФИПИ до сих пор понятия не имеют, как составить этот ЕГЭ, чтобы его мог «честно» сдать каждый выпускник (иностранных языков в нашей школе много, среди них уже есть даже китайский).

Так может быть в эту дискуссию включится министр науки и высшего образования Котюков, ведь приёмные экзамены в сфере интересов его ведомства?

Очевидно, ему сейчас не до этого. В руках министра впервые в истории оказалась вся наука и высшая школа. Его дальнейшие действия представляются вполне предсказуемыми. Во «всём цивилизованном мире» в «академиях» нет никакой науки (там это просто клубы заслуженных учёных), а научные исследования сосредоточены в высшей школе. Таким образом, есть готовые западные лекала, по которым можно перекраивать отечественную науку. Разумеется, РАН будет категорически против слияния с вузами, но эта идея найдёт широкую поддержку замученных университетских преподавателей, которых будут рады, что их «уравняют в правах» с сотрудниками академических институтов, работающих пока в несравнимо более комфортных условиях.

Впрочем, не будем углубляться в этот вопрос. Всё-таки есть надежда, что судьба убережёт страну от такого убийственного для науки решения.

Однако, как заметил недавно профессор С.Е.Рукшин (см. vk.com/wall-62604527_17599 ), в нашем образовании сбываются только негативные прогнозы.

Источник
0 комментариев RSS
Нет комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.