avatar

Вадим Аванесов. История тестов (глава 8)

Опубликовал в блог Оценка знаний: наука и практика
0
Система полного усвоения знаний
Система полного усвоения знаний, (сокращенно СПУ, оригинальное название Mastery Learning) представляет собой организационно — методическую систему индивидуализированного обучения. Она возникла из успешного опыта педагогического коллектива малокомплектной школы городка Виннетка, близ Чикаго.

Цель этой системы – создание психолого-педагогических условий для полного усвоения требуемого учебного материала каждым учащимся, желающим и способным учиться. Философской основой этой системы послужили идеи личностно-центрированного образования американского философа Дж. Дьюи. В отличие от господствовавших тогда (да во многом и сейчас) теорий о главенствующей роли учителя, содержания и классно – урочной формы обучения, в центр своей педагогической системы он поместил Ученика. Тем самым, им был совершен своего рода поворот педагогической мысли в сторону усиления учебной деятельности главных субъектов образовательного процесса – учащихся. В соответствии с этим, приоритетное значение приобрело самообразование и самоконтроль, а также разработка таких технологических учебных средств, которые помогают такой организации образовательного процесса.

Новые педагогические технологии характеризуются [1] переходом:
  • от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
  • от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
  • от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
  • от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно – волевой регуляции.

В наши дни отмеченный переход совпадает с двумя основными тенденциями развития теории и практики образования. Первая – это разработка тестов для проведения объективного итогового и текущего контроля знаний учащихся. Вторая тенденция – использование обучающего потенциала заданий в тестовой форме для организации самоконтроля — самой гуманной формы контроля знаний. В полной мере этот потенциал удалось реализовать в различных вариантах систем индивидуализированного адаптивного обучения.

Педагогической основой таких систем являются труды Коменского, Песталоцци и Дистервега. Эти авторы в качестве главного фактора успешного обучения рассматривали собственную учебную деятельность. Например, Дистервег писал, что развитие и образование не могут быть даны или привнесены извне. Этого можно достигнуть только собственным трудом, собственным напряжением, собственными усилиями.

Психологической основой системы полного усвоения стали идеи американских ученых Дж. Кэррола, Б. Блума и мн. др. Для овладения одним и тем же учебным материалом разным учащимся, в зависимости от в интеллектуальных способностей, требуется разное время. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все учащиеся выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Однако в условиях хронической перегрузки многие учащиеся просто не успевают выучить материал к заданному сроку. Поскольку в рамках классно — урочной системы учащиеся заметно отличаются по своей подготовленности. Полностью усваивают материал только немногие. Недостаток времени является, по мнению Дж. Кэррола, главной причиной слабых знаний. В результате было предложено так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся получили достаточное для каждого время, необходимое для изучения требуемого материала. Это позволит устранить различия в знаниях и добиться полного усвоения практически всего материала у всех учащихся [2].

Б. Блум решил провести экспериментальную проверку выдвинутой им гипотезы о зависимости качества приобретаемых знаний не столько от способностей, и от затраченного времени в классе, сколько от затраченного лично учащимися времени на самостоятельное усвоение. Ведущим фактором качества знаний он видел время, затрачиваемое учеником на самостоятельную работу. Он убедился в относительной приемлемости этой гипотезы; относительной, потому что в его экспериментах было случаи, когда некоторые учащиеся не овладевали заданным объемом, сколько бы времени им на это ни выделяли. Это примерно пять процентов от общего числа учащихся, участвовавших в экспериментальном цикле обучения.

Суть системы полного усвоения выражается в следующих этапах работы:
  1. Формулирование диагностических целей обучения.
  2. Разработка стандартов полного усвоения знаний.
  3. Разработка стандартов и тестов для проверки меры усвоения учебного материала.
  4. Дифференциация и индивидуализация учащихся на основе имеющихся (до начала работы по системе полного усвоения) показателей.
  5. Варьирование времени обучения и учения. Заметное увеличение доли времени на самостоятельную работу.
  6. Разработка новых учебных материалов на основе модульного принципа.
  7. Разработка заданий для самоконтроля по всем изучаемым модулям.
  8. Разработка тестов для проведения педагогического контроля подготовленности по каждому модулю и по всему курсу.
  9. Организация самостоятельной работы учащихся, в процессе которой педагог сотрудничает с учащимися над разрешением учебных затруднений, возникающих время от времени у отдельных учащихся. Коррекция знаний по итогам самоконтроля.
  10. Тестирование.

В Эстонии система полного усвоения знаний получила развитие в работах Э.В. Крулль [3]. В России краткое описание этой системы можно найти в работах М.В. Кларина [4]. Различные варианты этой системы сейчас активно внедряются как в странах, имеющих развитую высшую и среднюю школу, так и в развивающихся странах [5]. Причины такого необычайно высокого интереса к этой системе заключается в том что: она эффективна, обеспечивает практическую возможность индивидуализации учебного процесса, коррекции пробелов в структуре индивидуальных знаний, способствует улучшению качества знаний как хорошо, так и недостаточно подготовленных учащихся. Современным вариантом СПУ является адаптивное компьютеризованное обучение.

В заключение этого раздела приводится сжатый алгоритм разработки учебного модуля, который предлагается учителям, разрабатывающих самостоятельно собственные учебные модули (или юниты) своих учебных дисциплин.
Общий алгоритм разработки учебного модуля (Unit) в системе полного усвоения знаний (Mastery Learning)
  1. Цель и модуля.
  2. Название модуля. Короткое, точное, понятное. В случае затруднений допускается использование подзаголовков.
  3. Краткое резюме содержание модуля, написанное в эвристическом ключе.
    Примерная лексика:
    В этом модуле Вы познакомитесь с …. Для того, чтобы…. Ответы на эти вопросы Вы найдете на таких-то страницах. Задания для самоконтроля помогут Вам проверить уровень и качество своих знаний. Правильные ответы — на таких-то страницах.
  4. План модуля. Примерно от трех до восьми пунктов. С короткими пояснениями к ним.
  5. Изложение учебного материала (по небольшим порциям, частям). Примерный объем каждой порции 1-2, реже 3 страницы. Материал излагается простым, понятным языком, так, чтобы для понимания текста помощь учителя не требовалась ни одному ученику. Все понятия точно определены, приведены в систему
  6. Задания в тестовой форме к каждой порции модуля. Задания в других формах для проверки знаний и умений.
  7. Развивающие и творческие задания.
  8. Тестовый контроль по всему материалу модуля. Критерий полного усвоения модуля и перехода к изучению другого модуля.

Источники:
  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии… Уч. Пособие. М. Народное образование, 1998. С. 3.
  2. Carrol J.B. A model of school learning //Teachers College Record. 1963, May, pp.723-730
  3. Крулль Э.В. Определение основных целей обучения и обеспечение их своевременного достижения Автор. дисс. кнд. пед. наук. Тарту, 1987. -16с.
  4. Кларин М.В. Технология полного усвоения.// Современная дидактика: теория — практике./ Под ред. И.Я. Лернера и И.К. Журавлева. — М.: Изд. ИТП и МИО РАО, 1993. -288с.; Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М. 1994.
  5. Anderson L.W., Block J.H. Mastery Learning Models //The International Encyclopedia of Teaching and Teacher Education. /Ed. by M.J. Dunkin. Oxford...,Pergamon Press, 1987.-878p.

Автор:
В.С. Аванесов — д.п.н., профессор. Главный редактор научно-методического журнала «Педагогические Измерения»

Опубликовано в газете «Управление школой» № 26, июнь, 1999г.
0 комментариев RSS
Нет комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.